Мирное же соседство человека и волка было нарушено, только когда люди перешли от охоты к разведению домашнего скота. Люди, которые почитали волка как родственную душу, могли рассчитывать на его поддержку в разных жизненных ситуациях.
По одной из версии, древний человек учился у волка, наблюдая за поведением стаи во время охоты. Есть предположения, что человек использовал остатки трапезы волков, а порой и отнимал убитых ими животных.
В дальнейшем не только человек, но и волк следил за деятельностью человека «… кружа во тьме, куда не достигал свет костра, внимательно наблюдал за двуногими созданиями и жадно втягивал аромат свежего мяса, – кто-нибудь из охотников мог кинуть ему кусок». Вот так со времён древнего мира волк до сих пор и наблюдает за человеком.
Мирное же соседство человека и волка было нарушено, только когда люди перешли от охоты к разведению домашнего скота. Домашний скот стал более легкой добычей по сравнению с диким зверем, а в результате волк стал конкурентом и серьезным противником человека. Именно это и вызвало истребление хищника в освоенных регионах.
Как же относится человек к этому зверю? Само слово «волк» в индоевропейских языках появилось около 7000 лет до н.э. Лучше всего об этих взаимоотношения может свидетельствовать тотемизм! Тотемизм – это форма поклонения животному, не обожествление, а именно вера в родство с ним. Среди тотемов волк занимал одно из главных мест. Люди, которые почитали волка как родственную душу, могли рассчитывать на его поддержку в разных жизненных ситуациях.
В тех семьях, где дети умирали рано, новорожденного ребёнка заворачивали в волчью шкуру. Для охраны жилища от злой силы в передний угол вешали волчьи лапы, зубы или когти. Имея тотемом то или иное животное, человек почтительно к нему относился, даже к мертвому. В древней Греции у афинян существовал обычай, по которому всякий, убивший волка, должен был устроить ему похороны. Подобные обычаи были и у народов, населяющих территорию нашей страны.
С давних времен люди верили, что животные не только прекрасно понимают человеческую речь, но и могут отомстить человеку, если он будет непочтителен с ним. Поэтому многие народы часто называли хищных зверей подставными именами. Так про волка говорили: «пастух», «длинный хвост», «счастливая пасть», «тот, кто держится в стороне». Волка почитали как хозяина оленей и господина тундры. Чукчи и эскимосы старались не убивать зверей, а волков, нападающих на стадо домашних оленей, только отпугивали.
В мифологии разных народов волку отводили ещё две важные роли: он является символом воина и вождя боевой дружины. Наши предки были уверенны, что волк – животное сильное и смелое, а значит ему сопутствуют победы и удачи. В большинстве народных верований, поверий, пословиц и поговорок волк является хорошей приметой. Так, абхазские охотники верили, что встреча с волком в пути – к удаче. Узбеки считали, что, если волков много, год будет счастливым. А вот белорусские поверья: «Когда волк пробежит мимо деревни или через неё перед солнечным закатом, то наступающая ночь благополучно пройдёт для всех деревлян».
Однако, сохранилось немало поверий, в которых волк – отрицательный образ. Фантазия людей, опираясь на реальное поведение волков, рисовала сверхъестественное существо в виде гигантского волка, который преследует месяц и грозит его проглотить. Люди связывали волка не только с мраком, но и с холодом, зимой. Во многих странах зимние месяцы называли волчьими. Возможно это связано с тем, что с декабря по февраль у волков гон, и звери в это время особенно активны.
К чему же привело современное противостояние человека волку, а вернее сказать борьба человека с волком, мы расскажем в следующей статье.
Основной источник информации: Волк. Происхождение, систематика, морфология, экология. Отв. редактор Бибиков Д.И., д.б.н., М. Наука, 1985.